Еще месяц назад я, как и большинство соотечественников, не имел никакого понятия о том, где находится Мангышлак. Нет, название, вроде было знакомое – что-то из школьной программы, то ли нефть там добывали, то ли верблюдов выращивали. В общем, какое-то богом забытое место на юге нашей необъятной страны. И надо же было такому случиться, что совершенно случайно в Интернете я обнаружил
объявление о готовящейся
палеонтологической экспедиции именно туда. Решение ехать созрело в течение пары минут, а еще через минуту я уже забронировал авиабилет по маршруту Москва – Актау.
Ну, а теперь пару слов о полуострове Мангышлак или Мангистау, как он теперь называется.
Полуостров занимает восточную часть побережья Каспийского моря, и, увы, теперь это территория пусть дружественного нам, но все-таки самостоятельного государства Казахстан. Про Казахстан же мы знаем, что там пьют кумыс, а их президент Нурсултан Назарбаев регулярно посещает Москву.
Люди освоили эти земли еще с палеолита. Возможно, что в те времена климат был здесь иным, иначе, не понятно, что эти древние забыли в этих бесплодных краях. Позднее сюда наведывались печенеги и воинственные туркмены, с которыми местные племена вели ожесточенные войны. Нам периодически попадались развалины укреплений. Что могло привлекать здесь этих завоевателей? Говорят, пастбища, но в нашем представлении, пастбища, это что-то покрытое зеленой сочной травой, а здесь травы нет и в помине, ну, то есть, нет, ни одной травинки. Ладно, им древним, виднее.
Климат резко континентальный. Зимой снега почти нет, его сдувает принизывающий ветер, поэтому, температура в 10 градусов мороза ощущается, как тридцать. Весной после апрельских дождей пустыня оживает и приобретает зеленый оттенок, зацветают многочисленные цветы, включая маки, которых мы очень хотели увидеть (не сбора ради, а исключительно с эстетического интереса). Летом безжалостное солнце сжигает все на своем пути, земля трескается, растения засыхают на корню. Температура поднимается до сорока пяти градусов, и все у кого есть ноги, крылья или, хотя бы, мозги, бегут из этого неуютного места.
Животных, однако, столь негостеприимный мир не сильно пугает, здесь много птиц, и любители модного направления «birds watching» нашли бы себе интересное развлечение в поисках краснокнижных пернатых. Мы их видели только попутно – какие-то мелкие птички, неясной национальности, черные вороны, горная куропатка, хищная птица кобчик, а однажды над нашими головами гордо парил черно-белый орлан. Из млекопитающих можно встретить муфлона (горный баран), пустынного кота манула, джейрана, сайгаков, и, по слухам, даже гепарда (правда, никто его не видел последние сто лет).
Восемь видов змей: ужи, полозы и только один вид ядовитых – щитомордник, дополняют небогатую коллекцию фауны.
Но главное тут не животные, а совершенно неземные пейзажи. Такие не встретишь, пожалуй, нигде, кроме как на Марсе, ну, может быть, еще бывают похожие места на каком-нибудь неизвестном науке небесном теле параллельной Вселенной.