Чуфут-Кале — Пещерный город

Сначала немного истории.
В Крыму всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца расположен один из самых крупных пещерных городов полуострова - Чуфут-Кале. Это поселение – уникальный исторический объект, который до сих пор еще до конца не изучен.
Вы сможете посетить этот прекрасный древний город во время нашего палеонтологического тура в Крым. Для этого достаточно будет любым удобным для вас способом оставить заявку на нашем сайте. А пока - давайте мысленно прогуляемся по его улочкам и площадям.

История города

Чуфут-Кале располагается на естественном возвышении – плато Бурунчак и со всех сторон защищен глубокими ущельями. Ранее он был дополнительно окружен крепостными стенами, поэтому обеспечивал своим жителям полную безопасность от внешних врагов. Единственной дорогой, по которой можно было попасть в город, являлась узкая горная тропа, поэтому любой, попытавшийся напасть, рисковал навсегда остаться под его стенами.
Первыми поселенцами были аланы - представители одного из самых могущественных в те времена сарматских племен. В конце двенадцатого - начале тринадцатого веков они осели в горах Крыма и основали несколько поселений, самым известным из которых и стал Чуфут-Кале, известный в те времена под другим названием – Кырк-Ор. Но в 1299 году эмир Ногай со своим войском почти полностью разорил крепость.
Чуфут-Кале
Возрождение пещерного города началось в четырнадцатом веке, когда с его восточной стороны стали селиться караимы (потомки древних хазар), которые для своей защиты построили вторую крепостную стену, неподалеку от первой. Город быстро стал крупным торговым и ремесленным центром Крыма. Уже в середине четырнадцатого века Кырк-Ор меняет свое название на Кырк-Йер и становится первой резиденцией крымского хана.
В 1532 году столица Крымского ханства была перенесена в Бахчисарай. В городе остались караимы, при которых его восточная часть получила название Йаны-Кале (новая крепость), а старая, древняя ее часть – Эски-Кале (старая крепость). Существует версия, согласно которой весь город получил название Джуфт-Кале (иудейская крепость). Затем это название трансформировалось в Чуфут-Кале. Почему иудейская? Караимы исповедовали иудаизм.

Крепость Чуфут-Кале

Размещение поселения в горах, посреди глубоких обрывов и высоких скал имело оборонительное значение. Не были исключением и древние пещерные города, среди которых - крымский Чуфут-Кале.
Крепость Чуфут-Кале
Пещерными называют древние поселения, часть построек в которых (обычно помещений нежилого предназначения) была высечена в скалах. По сути это были такие же пещеры, но искусственного происхождения. Обычно в них обустраивались помещения для скота (хозяйственного предназначения), либо оборудовались различные культовые и погребальные помещения и, конечно, различные оборонительные сооружения.
Чуфут-Кале – наиболее известный из всех пещерных городов Крыма. Неприступности крепости способствовали как рукотворные заслоны в виде мощных крепостных стен, так и естественные препятствия, о которых позаботилась природа. До наших дней сохранилось множество древнейших сооружений, большинство из которых считаются настоящими достопримечательностями Чуфут-Кале. Поговорим о самых известных из них.

Оборонительные сооружения Чуфут-Кале

Чуфут-Кале изначально строился как город-крепость, за стенами которого можно было укрыться во время набегов завоевателей. Именно поэтому строительству защитных сооружений уделялось много внимания. 

Как город защищался от нападавших

Примером прекрасной защиты от нападения извне является хорошо продуманная оборона южной стороны крепости, где и были расположены Малые ворота. Так как в город с этой стороны вела узкая извилистая тропа, нападавшие вынуждены были двигаться не широким фронтом, а узкой колонной. Огромная их часть гибла под градом стрел, выпущенных защитниками крепости, не успев даже приблизиться.
Те же, кто смог подойти к воротам, останавливались, так как открыть массивные створки извне можно было только с помощью тарана. Но применение этого приспособления было невозможно, так как прямо перед входом в город был крутой спуск и резкий поворот, так что разбежаться с тараном было негде.
Даже если каким-то чудесным образом штурмующие и попадали за ворота, они тут же оказывались в специально вырубленном в скале узком коридоре, где падали под градом камней, сброшенных защитниками крепости и стрел, выпущенных лучниками.

Ворота Кучук-Капу. Защита города с южной стороны

Другое название – южные Малые ворота. Еще они называются потайными или тайными, так как заметить их можно только в том случае, когда подойдешь к ним почти вплотную. Ворота состоят из двух массивных дубовых створок, для прочности обитых железом. Они расположены в южной оборонительной стене, построенной из необработанных кусков камня, скрепленных между собой известковым раствором. Ее ширина достигает одного метра, а высота в некоторых местах доходит до пяти. В верхней ее части находятся бойницы.

Средняя оборонительная стена. Ворота Орта-Капу

Датируется шестым-восьмым веками нашей эры. Разделяет Старый (аланский) город и Новый (караимский), который возник гораздо позже: в четырнадцатом - пятнадцатом веках, то есть, почти через тысячу лет после строительства стены.
Средние ворота Чуфут-Кале
Считается самым древним памятником Чуфут-Кале. В древности стена состояла из двух крепостных валов (куртин), в стыке которых располагались ворота Орта-Капу (средние ворота). Высота ее достигала семи-восьми метров, первоначальная толщина около четырех-пяти метров. В дальнейшем, после того как появилось огнестрельное оружие, стену нарастили в высоту до десяти метров.
В десяти-пятнадцати метрах от северной части крепостного вала располагался вырубленный в скале крепостной ров длиной более шестидесяти метров. Ширина его была около четырех, а глубина – не менее двух метров. Во время дождей ров наполнялся водой, которая стекала со всех окрестных возвышенностей по специальным, высеченным в скале желобкам.
В северной части стены, возле самого обрыва располагалась вылазная калитка. Она была хорошо замаскирована и враги, штурмующие ворота, только в последние секунды замечали защитников, сделавших вылазку из крепости и напавших на штурмующих с фланга или со спины.

Восточная оборонительная стена

Длина Восточной оборонительной стены более 120 метров. В середине находится надвратная (расположенная над въездными воротами) башня, а у южного и северного ее окончаний, над самыми обрывами – две угловых. Строили ее караимы. Первые стены были возведены с 1396 по 1433 годы, затем стена много раз перестраивалась и даже передвигалась. Например, южная куртина была полностью разобрана и затем перенесена на пять метров.
Верхняя часть надвратной башни имеет амбразуру, оборудованную для стрельбы из пушки. До наших дней сохранились деревянные двустворчатые ворота, которые для прочности обиты широкими полосами железа.

Осадный колодец Чуфут-кале

Во время многочисленных осад города-крепости огромную роль для защитников играло снабжение водой. Чуфут-Кале – безводное место, обычно ее брали в окрестных источниках и доставляли на ослах. Но в периоды, когда город был осажден неприятелем, этот путь становился невозможен.
Осадный колодец в Чуфут-Кале
В самом конце двадцатого и начале двадцать первого веков было сделано сенсационное открытие: найден осадный колодец пещерного города, память о котором сохранилась в народных преданиях.
Вода в Чуфут-Кале всегда была привозной: ее возили из источников Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Часть воды скапливалась в особых водосборных колодцах после дождей или таяния снега. Также в глубоких пещерах под войлоком и соломой прятали прессованный снег и лед, которые могли сохраниться под толстым слоем укрывного материала чуть ли не до следующей зимы.
Во время осады, когда доставка воды из источников была невозможна, жители города использовали целую систему гидротехнических сооружений. Осадный колодец как раз и был частью этой системы.  

Жилые и культовые постройки

Караимские кенасы

Кенасами называются караимские храмы. В Чуфут-Кале примечательны две кенасы, которые расположены неподалеку друг от друга в маленьком дворике, спрятавшемся от любопытных глаз за каменной стеной. Войдем в этот дворик. Если идти с улицы, то нам придется пройти через калитку со своеобразным порогом из белого мрамора, который ранее был частью какой-то более древней, а затем разрушенной постройки.
Большая кенаса
Слева мы увидим Большую кенасу (еще ее называют Соборной), она возведена в четырнадцатом веке. Здание построено в базиликанском стиле. Оно прямоугольное, с тремя/пятью нефами (неф - продолговатое помещение, по длинным сторонам которого расположены колонны, отделяющие его от соседнего), с двух сторон имеет галереи. В галереях возведены столбы, на которых располагаются полукруглые арки. Сами сооружения как бы опираются на невысокий парапет, украшенный красивыми рельефными розетками.
Малая кенаса
Через четыреста лет, уже в восемнадцатом веке рядом была построена Малая кенаса (или Дом собраний). Для постройки здания использовался строительный материал, вывезенный караимами из Мангупа - другого крымского города-крепости. После того, как Мангуп пришел в упадок, его жители стали массово переселяться в Чуфут-Кале, забирая с собой все, что могли увезти, в том числе и строительный камень.
Древняя Миква
У ограды дворика перед Соборной кенасой мы увидим каменный резервуар, имеющий маленькое сливное отверстие. Скорей всего, это остатки древней миквы (так назывались небольшие фонтанчики, которые устанавливались перед храмами и предназначались для ритуальных омовений).
Малая кенаса намного скромнее Соборной, она выглядит проще, повседневнее. Была предназначена для ежедневных служб и различных духовных собраний. В отличие от Малой кенасы, в Большой службы устраивались только по праздникам, либо каким-то торжественным дням.  

Водосборный колодец

Он расположен южнее центральной площади Чуфут-Кале. По сути – это резервуар для сбора талой и дождевой воды, вырубленный в скальной породе. Устроен таким образом, что дождевые и талые воды со всех окрестностей не могли миновать этот колодец, а затем, через него попадали в отстойники, вырубленные там же.
Водосборный колодец

Руины мечети

Если мы двинемся от колодца на северо-запад, то вскоре увидим развалины мусульманской мечети. От постройки сохранились высеченные в скале четыре небольших углубления, как предполагают археологи – это гнезда поддерживающих крышу этого культового сооружения колонн.
Руины Мечети
Здание было построено в 1346 году, а в пятнадцатом веке, во время правления Хаджи-Гирея (первого крымского хана) реконструировано. Некоторые историки предполагают, что рядом с мечетью находилось и медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и религиозной семинарии одновременно), однако подтверждения этому пока нет. Ясность могут внести только раскопки на месте предполагаемого учебного заведения.
В начале двадцатого века было высказано предположение, что мечеть была построена на месте древнего христианского культового сооружения. Догадки не лишены оснований. Так как поблизости от руин мечети находятся множество архитектурных деталей и их обломков из проконесского мрамора, применявшегося в древности для постройки христианских храмов.

Мавзолей Джанике-ханым

Мавзолей Джанике-ханым
Если мы от площади двинемся к обрыву (на северо-восток), то сможем полюбоваться на отлично сохранившийся образец архитектуры сельджуков (древняя тюркская народность, смешавшаяся впоследствии с турками-османами) – мавзолей пятнадцатого века. Сооружение имеет вид восьмигранника, ребра каждой грани украшены небольшими резными колоннами. К строению примыкает специальный портал, весь покрытый искусной резьбой и завершающийся массивной аркой. В глубине помещения находится ступенчатое возвышение, на котором располагается надгробие.
Этот древний памятник окружен множеством легенд. Одна из них гласит, что незабвенная Джанике (дочь крымского хана Тохтамыша) во время нападения врагов до последнего вздоха защищала крепость наравне с мужчинами. После ее гибели безутешный отец приказал возвести для своей любимой дочери величественный мавзолей.
Это самая распространенная легенда, но есть и другие, которые повествуют либо о тяжелой болезни дочери хана и ее последующей смерти, либо о ее запретной любви и самоубийстве после того, как Джанике не разрешили соединиться с возлюбленным.

Чауш-Кобасы

Неподалеку от Средней оборонительной стены возле самого края обрыва находится лестница, ведущая в две огромных пещеры, расположенных ниже, в обрыве. В первой, площадь которой составляет 48 квадратных метров, для укрепления свода установлен подпорный столб. Вторая пещера еще больше первой – ее площадь более 75 квадратных метров, а высота свода – более трех метров.
Прямо в обрыв выходят оконные проемы, до сих пор сохранившие следы железных решеток, некогда вставленных в окна. Долгое время этот пещерный комплекс считался тюрьмой, однако впоследствии исследователи пришли к выводу, что пещеры Чауш-Кобасы являются всего лишь подвальными помещениями усадьбы. Сооружение датировано семнадцатым веком.

Тюрьма

Точное расположение тюрьмы неизвестно, но по предположениям кандидата исторических наук Александра Германовича Герцена, ее функции исполнял комплекс из четырех пещер, расположенный в пятидесяти метрах от Средней оборонительной стены на самом краю обрыва.
Заключенные содержались в двух камерах: в верхней находились временные узники, в нижнюю помещали самых опасных заключенных. Нижняя камера представляла собой каменный мешок, прикрытый деревянной крышкой или помостом. Она имеет одно, совсем узкое оконце, дающее возможность узникам дышать свежим воздухом и, хоть немного, освещать тесное помещение с низким сводом.

Усадьба Фирковича

За воротами Средней стены на Главной улице расположены два построенных в восемнадцатом веке жилых дома. Один из них – усадьба известного караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1787 – 1874 г.г.).
У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.
Этот просторный, покрытый черепицей дом хорошо сохранился: он как бы парит над обрывом, поэтому виден издалека. В одном из помещений дома в шестидесятых годах двадцатого века реставраторы восстановили наборный потолок из древесины. Рисунок потолка чем-то напоминает узоры в одном из помещений Бахчисарайского Ханского дворца. В другой комнате прекрасно сохранился камин. На первом этаже дома находились подсобные помещения, здесь хранились припасы, хозяйственный инвентарь; жилые комнаты располагались на втором этаже.
У южного обрыва в усадьбе был вырубленный в скале колодец. Его круглая шахта была глубиной около десяти метров и диаметром чуть менее полутора. В семнадцатом веке вода в колодце иссякла.

Иосафатова долина

Прослеживается аналогия с Иосафатовой долиной неподалеку от Иерусалима, где, если верить древним пророчествам и будет происходить последний Страшный суд. Обе долины имеют некоторое сходство, это особенно заметно, если смотреть на башню, возведенную над южным обрывом. Возможно, древние зодчие специально воспроизвели иерусалимскую башню, чтобы придать долине облик, наиболее полно приближенный к библейскому. Сохранились арка ворот, и развалины кладбищенской сторожки.
Как только вы пересекаете арку, вы попадаете в город мертвых: повсюду надгробья, переплетенные между собой лианами, покосившиеся, глубоко ушедшие в землю, на которых выбиты древнееврейские надписи. 
После того, как город опустел, кладбище не забросили. Как ни странно, но после того, как жители ушли из Чуфут-Кале, долина стала общенациональной усыпальницей знатных и великих людей. Быть захороненным на этом кладбище считалось особо почетным.  

Клад под стенами Чуфут-Кале

В самом начале 21 века, в 2002 году было сделано еще одно важное открытие: неподалеку от башни, закрывающей вход в осадный колодец, на глубине чуть меньше полуметра был найден древний клад – горшок с золотыми и серебряными монетами. В горшке находилось тридцать золотых монет и более четырех тысяч серебряных. Автор находки, доктор исторических наук Вадим Вячеславович Майко считает, что клад был спрятан примерно в шестидесятых годах пятнадцатого века.
Кырк-Ерский клад
В это время в Крымском ханстве происходила ожесточенная борьба за власть. После смерти первого крымского хана Хаджи-Гирея править стал его сын Нур-Девлет, затем, всего лишь через два года власть перешла в руки младшего брата Менгли-Гирея. Но не все были согласны с тем, что на престол взошел Менгли-Гирей, поэтому он вынужден был искать защиты в генуэзской Кафе. Там он попадает в плен к туркам.
Только в 1478 году, после того как турки выпустили Менгли-Гирея, он снова стал ханом, но Крымское ханство попало под протекторат Османской империи и стало ее вассалом.
В.В. Майко считает, что как раз в это смутное время представитель какой-то богатой семьи и мог спрятать свои сокровища.

Чуфут-Кале в наши дни

Один из интереснейших памятников истории в Крыму – пещерный город-крепость Чуфут-Кале. В настоящее время полностью сохранилось только одно жилое строение – дом А. Фирковича, известного своей просветительской деятельностью, в настоящее время там открыт музей его имени. Остальные городские здания лежат в руинах.
Но многие строения разрушены не окончательно, часть сооружений неплохо сохранились, особенно если учесть, как давно они были построены. Например, Большая и Малая кенасы или мавзолей Джанике-ханым.
Возле Южных ворот пещерного города хорошо сохранились боевые пещеры, которые имеют четыре яруса и соединены между собой внутренними ходами. Неплохо для своего возраста выглядят пещеры-подвалы, остатки водопровода, развалины крепостных стен, городских построек.
Ну и, конечно, незабываемые пейзажи, которые открываются взору посетителей Чуфут-Кале с верхних точек пещерного города. В этом месте архитектура как бы сливается с природными пещерными лабиринтами, создавая единое целое: творение природы и творение человеческих рук.